Виды электронной подписи: чем отличаются и как выбрать?
По закону электронная подпись приравнивается к собственноручной. Но есть три вида электронной подписи — у них разные способ выдачи, стоимость и уровень безопасности.

1. Простая электронная подпись.
Это SMS и PUSH-коды, одноразовые пароли, которые вам присылают для подтверждения личности. Когда вы вводите такой код — вы «подписываете» документ, соглашаетесь на покупку или регистрацию где-либо.

Такую подпись вам не нужно никак получать — ее генерирует тот сервис, в котором вы совершаете операцию. Например, банк, сервис Госуслуг, магазин или провайдер. Вам не нужно ничего делать, кроме как ввести проверочный код. Никакой «постоянной» у такой подписи нет — это такое «подтверждение в моменте», которое технически закрепляется и позволяет хоть как-то подтвердить, что вы — это вы.

Конечно, фактически, прочитать код-пароль в телефоне может кто угодно, и с точки зрения безопасности этот способ подтверждения личности весьма сомнителен. Поэтому и подходит он только для незначительных операций. Никто не продаст вам квартиру по ПЭП.

Следующие типы подписи очень похожи — они обе значительно безопаснее ПЭП, это уже подписи, сформированные криптографически.

2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись.
УНЭП формируется в привязке к конкретному документу и позволяет определить, кто и когда этот документ подписал, и вносились ли в этот документ изменения после подписания.

Технически это более сложный вид подписи, она создается путем криптографических преобразований. Именно поэтому она может защитить вас от подделок подписи и изменения договора задним числом.

Такую подпись можно получить только после подтверждения личности. Для этого используются ваши паспортные данные и фото или личная встреча с вами. Сама подпись может храниться на USB-токене, а может и на мобильном устройстве.

Чтобы использование УНЭП (или просто НЭП) было действительным по закону — это должно быть зафиксировано между вами и вторым подписантом. Вы должны подписать документ, в котором написано, что вы оба согласны подписывать документы УНЭП и признавать ее равной собственноручной. Это легко, например, в сервисе Nopaper такое предусмотрено заранее и необходимые соглашения будут сформированы автоматически. Сервис сам предложит вам их подписать.

Эта подпись подходит для большинства операций с документами между компаниями, предпринимателями, самозанятыми и физлицами: подписания договоров, счетов, актов, внутренних документов.

3. Усиленная квалифицированная электронная подпись.
Это тоже электронная подпись, которая привязана к документу и создается путем криптографических преобразований. Но к ней на государственном уровне предъявляются дополнительные требования и по закону такую подпись можно получить только лично в удостоверяющем центре.

КЭП считается самым безопасным типом подписи — именно она нужна для сделок с недвижимостью, сдачи налоговой отчетности, торгов и для некоторых других типов документов. По большей части — КЭП нужна только для случаев, когда документооборот происходит между вами и государственными органами.

Для обмена документами между компаниями, предпринимателями, самозанятыми и физлицами чаще всего достаточно и неквалифицированной подписи.

Главное отличие НЭП и КЭП — в способе получения подписи. КЭП сложнее оформить — это и дороже, и нужно искать удостоверяющий центр, записываться и ехать в него. В этом плане НЭП куда проще — ее можно выпустить сидя на диване.

Исходите из того, для чего вам нужна подпись — для подписания документов с контрагентами достаточно НЭП. Тогда вам не нужно все усложнять и переплачивать.
Какую электронную подпись выбрать
Переходите на Nopaper
Нажимая на кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных