По закону электронная подпись приравнивается
к собственноручной. Но есть три вида электронной подписи —
у них разные способ выдачи, стоимость и уровень безопасности.
1. Простая электронная подпись.
Это SMS и PUSH-коды, одноразовые пароли, которые вам присылают для подтверждения личности. Когда вы вводите такой код — вы «подписываете» документ, соглашаетесь
на покупку или регистрацию где-либо.
Такую подпись вам не нужно никак получать — ее генерирует тот сервис, в котором вы совершаете операцию. Например, банк, сервис Госуслуг, магазин или провайдер. Вам не нужно ничего делать, кроме как ввести проверочный код. Никакой «постоянной» у такой подписи нет — это такое «подтверждение
в моменте», которое технически закрепляется и позволяет хоть как-то подтвердить, что вы — это вы.
Конечно, фактически, прочитать код-пароль в телефоне может кто угодно, и с точки зрения безопасности этот способ подтверждения личности весьма сомнителен. Поэтому
и подходит он только для незначительных операций. Никто
не продаст вам квартиру по ПЭП.
Следующие типы подписи очень похожи — они обе значительно безопаснее ПЭП, это уже подписи, сформированные криптографически.
2. Усиленная неквалифицированная электронная подпись.
УНЭП формируется в привязке к конкретному документу
и позволяет определить, кто и когда этот документ подписал,
и вносились ли в этот документ изменения после подписания.
Технически это более сложный вид подписи, она создается путем криптографических преобразований. Именно поэтому она может защитить вас от подделок подписи и изменения договора задним числом.
Такую подпись можно получить только после подтверждения личности. Для этого используются ваши паспортные данные
и фото или личная встреча с вами. Сама подпись может храниться на USB-токене, а может и на мобильном устройстве.
Чтобы использование УНЭП (или просто НЭП) было действительным по закону — это должно быть зафиксировано между вами и вторым подписантом. Вы должны подписать документ, в котором написано, что вы оба согласны подписывать документы УНЭП и признавать ее равной собственноручной.
Это легко, например, в сервисе Nopaper такое предусмотрено заранее и необходимые соглашения будут сформированы автоматически. Сервис сам предложит вам их подписать.
Эта подпись подходит для большинства операций с документами между компаниями, предпринимателями, самозанятыми
и физлицами: подписания договоров, счетов, актов, внутренних документов.
3. Усиленная квалифицированная электронная подпись.
Это тоже электронная подпись, которая привязана к документу
и создается путем криптографических преобразований. Но к ней на государственном уровне предъявляются дополнительные требования и по закону такую подпись можно получить только лично в удостоверяющем центре.
КЭП считается самым безопасным типом подписи — именно она нужна для сделок с недвижимостью, сдачи налоговой отчетности, торгов и для некоторых других типов документов. По большей части — КЭП нужна только для случаев, когда документооборот происходит между вами и государственными органами.
Для обмена документами между компаниями, предпринимателями, самозанятыми и физлицами чаще всего достаточно и неквалифицированной подписи.
Главное отличие НЭП и КЭП — в способе получения подписи. КЭП сложнее оформить — это и дороже, и нужно искать удостоверяющий центр, записываться и ехать в него.
В этом плане НЭП куда проще — ее можно выпустить сидя
на диване.
Исходите из того, для чего вам нужна подпись — для подписания документов с контрагентами достаточно НЭП. Тогда вам не нужно все усложнять и переплачивать.